Финансы и кредитование сельскохозяйственных предприятий. Государственный бюджет
ФИНАНСЫ И КРЕДИТОВАНИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Понятие «конъюнктура рынка отдельного товара»

Конъюнктура исследуется на разных уровнях. В экономической литературе различают: а) общехозяйственную конъюнктуру, т. е. положение в мировом хозяйстве или хозяйстве отдельной страны; б) отраслевую конъюнктуру, т. е. состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства; в) конъюнктуру рынка отдельного товара.

Понятие «конъюнктура рынка отдельного товара» применяется для характеристики экономических аспектов состояния, тенденций и перспектив развития той или иной отрасли или подотрасли. Изучение включает экономический анализ таких видов деятельности и процессов, как научные исследования и разработки; внутреннее и зарубежное патентование; капиталовложения; производство и сбыт продукции на внутренних и внешних рынках; деятельность ведущих промышленных фирм; специализация и кооперирование в области производства и сбыта; продажа и покупка лицензий; ценообразование; перспективы развития отрасли.

Исследование конъюнктуры отраслевого товарного рынка должно основываться на знании общехозяйственной конъюнктуры. Изучение конъюнктуры строится на систематизации, обработке и анализе экономических показателей и иной информации, характеризующей развитие отрасли за данный отрезок времени. Состав показателей и иной информации определяется целями конкретного исследования, будь то анализ длительных тенденций развития отрасли, изменение ее технико-экономических характеристик или анализ ситуации на рынке за относительно короткий отрезок времени или на определенный момент. Источником информации об отраслевой конъюнктуре служит экономико-статистическая и коммерческая литература.

В каждый данный момент конъюнктура любого товарного рынка, как и капиталистического хозяйства в целом, определяется развитием экономики.

Конъюнктура формируется и развивается под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Все конъюнктурообразующие факторы можно классифицировать на постоянные и временные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. По периодичности воздействия их принято подразделять на постоянные и временные. Постоянно действующие факторы в свою очередь делятся на циклические и нециклические. Они влияют на конъюнктуру в тесном взаимодействии, причем одновременно, дополняя, усиливая или же, наоборот, ослабляя друг друга.

Факторы, определяющие развитие конъюнктуры, меняют свою значимость. Так, в последние годы в связи с вовлечением в международное разделение труда стран с низкой стоимостью рабочей силы разница в издержках производства существенно влияет на изменение номенклатуры производства и сбыта. Остановимся на небольшом примере.

Винтик. Казалось бы, чего проще. Однако он сыграл определяющую роль в стратегическом вопросе. Фирма ИБМ приобретала печатающие устройства для своих персональных компьютеров в Японии. Она хотела перенести их изготовление в США, чтобы сократить импорт и снизить транспортные издержки. Но печатающие устройства имели слишком много частей, в том числе и винтиков, поэтому их изготовление в США представлялось малоприбыльным. Тогда инженеры фирмы ИБМ переделали конструкцию принтеров, число деталей было сокращено более чем вдвое, а винтики полностью устранены. Это позволило снизить издержки производства. С 1985 г. фирма ИБМ отгрузила более миллиона принтеров со своих заводов в Соединенные Штаты.


При перепечати материала гиперссылка на источник обязательна