Финансы и кредитование сельскохозяйственных предприятий. Государственный бюджет
ФИНАНСЫ И КРЕДИТОВАНИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Наша индустрия должна работать в состязательном режиме с зарубежной

Перестройка поставила на повестку дня вопрос о необходимости коренной реформы внешнеэкономической деятельности: от концептуального подхода до организационных форм. Принят ряд важных решений, закладывающих принципиально новые подходы к развитию внешнеэкономических связей. Однако приходится констатировать, что эти связи все еще недостаточно эффективно используются для содействия решению наиболее важных и острых социально-экономических проблем страны.

Политические решения как результат становления своеобразного нового внешнеэкономического мышления воплотились в серии документов, которые в своей совокупности сформировали радикальную, перестроечную концепцию роли внешнеэкономических связей в народном хозяйстве и путей их развития.

Концепция исходит из того, что в современном взаимозависимом мире советская экономика является частью мировой и не может успешно развиваться в отрыве от нее.

Поэтому любые технико-экономические ориентиры нашего развития должны избираться с равнением на мировой уровень, а индустрия — работать в состязательном режиме с зарубежной. Это подразумевает существенное усиление влияния внешних факторов на темпы, пропорции и характер экономического роста в стране, внутреннее ценообразование и региональное развитие. Внешнеэкономические связи при квалифицированном управлении ими должны стать самостоятельным источником увеличения национального дохода сверх размеров его отечественного производства, постоянной составляющей (или альтернативой) при выборе путей решения народнохозяйственных задач.

Курс на создание открытой экономики проводится не только через централизованные, планово-стратегические решения. Он предполагает непосредственный выход на внешний рынок всех заинтересованных советских предприятий, объединений и производственных кооперативов, превращение внешнеэкономических операций в органичную составную часть их общей хозяйственной деятельности. Концепция предусматривает существенное совершенствование самого механизма деятельности внешнеэкономического комплекса: приближение в ходе реформы ценообразования пропорций отечественных цен к мировым, установление нового, экономически обоснованного курса советского рубля, а в перспективе и его конвертируемость, создание развернутой системы стимулирования экспорта и страхования внешнеэкономических операций советских предприятий от коммерческих рисков.

Принятая стратегия развития внешнеэкономических связей на период до 2005 г. требует от всех участников внешнеэкономического комплекса обеспечения качественного перелома существующих тенденций развития внешней торговли страны. Стратегия исходит из необратимости достижения опережающих темпов роста внешнеэкономических связей по сравнению с национальным доходом, органического единства этих связей с воспроизводственным процессом.

Выход здесь один: развивать экспорт готовых изделий, переработанного сырья, искать новые, нетрадиционные товары для экспорта, в первую очередь за счет более полного использования научно-технического потенциала страны. Однако именно в экспорте этих товаров наши успехи за последние годы были наименее заметны. Несмотря на наличие решений, одобряющих вышеупомянутые документы, серьезного сдвига в развитии внешнеэкономических связей пока не произошло. Прошло около пяти лет со дня выхода известных постановлений Совета Министров, положивших начало кардинальной реформе внешнеэкономической деятельности. За это время была создана новая нормативная база управления внешнеэкономическими связями, оформилась организационная структура такого управления, во главе которого стоит Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров. За истекший период право прямого выхода на внешний рынок предоставлено 14 тыс. предприятий, учреждений и кооперативов, зарегистрировано более 1,8 тыс совместных предприятий.


При перепечати материала гиперссылка на источник обязательна