Финансы и кредитование сельскохозяйственных предприятий. Государственный бюджет
ФИНАНСЫ И КРЕДИТОВАНИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Основные задачи перехода на договорные цены в строительстве

Переход на договорные цены в строительстве осуществляется с 1 января 1987 г. в соответствии с постановлением Совета Министров от 14 августа 1986 г. № 971 «О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве».

Такой переход вызван рядом предпосылок, в которых следует внимательно разобраться для того, чтобы понять цели введения договорных цен и овладеть порядком их применения.

Первая задача договорных цен — обеспечение неизменности сметной стоимости строительства.

Один из самых больших парадоксов в строительстве — это то, что все заботятся о снижении сметной стоимости строительства, борются за ее снижение, а она растет. Растет постоянно и повсеместно, из года в год, и с этим парадоксом может сравниться только борьба за сокращение управленческого персонала, который также постоянно растет, как бы его ни сокращали. Как же происходит на деле эта борьба за снижение сметной стоимости?

Рассмотрим первый этап — задание на проектирование. Выдавая такое задание проектировщикам, заказчики уже указывают в нем сметную стоимость проектируемого объекта. Ее величина определяется приблизительно, ни с кем не согласовывается и становится для проектировщиков, как правило, лимитом, верхним пределом, который они ни в коем случае не должны превысить, даже если этот лимит занижен. В противном случае проектировщики могут не получить премию за высокое качество разработанного проекта.

На втором этапе, непосредственно при разработке проекта, в борьбу за снижение сметной стоимости вступают сами проектировщики, которые при выпуске проекта указывают, на сколько процентов снижена сметная стоимость по сравнению с каким-то аналогом.

Насколько достоверны данные о снижении сметной стоимости по сравнению с этим аналогом — неизвестно, но они уже опубликованы в проекте и работают на показатели проекта.

На третьем этапе работники экспертизы стремятся снизить сметную стоимость еще на несколько процентов, внося свои предложения, причем в подавляющем большинстве экспертиз независимо от сметной стоимости и уровня технических решений речь идет только о снижении сметной стоимости. Об увеличении ее с целью приведения к достоверной величине предложений работников экспертизы практически не поступает. В итоге проект на утверждение представляется откорректированным по замечаниям экспертизы в меньшую сторону, а с экспертизой, как известно, никто спорить не хочет.

Но такие действия никакого отношения к действительному, реальному снижению сметной стоимости не имеют. В целом ряде документов подчеркнуто, что снижение сметной стоимости должно происходить на основе улучшения проектных решений. А здесь фактически речь идет не о снижении, а о заведомом занижении сметной стоимости строительства. И никто: ни заказчики, ни работники проектных организаций, ни сотрудники органов экспертизы — не думают о том, что главное — не искусственное снижение сметной стоимости, а ее достоверное определение.


При перепечати материала гиперссылка на источник обязательна